29 октября 2019

Царская монета…

Одним из главных экспонатов выставки «За строкой музейного шифра», которая откроется в Дмитриевской башне нижегородского кремля 2 ноября 2019 года, станет монета с изображением царской семьи.
Эта монета с историей! Она выпущена Петербургским монетным двором в 1888 году для увековечивания в памяти народа России благородного поступка императора Александра III. Монета так и называется: «В память чудесного спасения царского семейства 17 октября 1888 г.». Именно царь подобно былинному богатырю удерживал на своих плечах крышу вагона после крушения поезда на станции под Харьковым.
А дело было так. Посетив осенью 1888 года Крым, в середине октября императорская семья по Курско-Харьково-Азовской (ныне Южной) частной железной дороге возвращалась в Санкт-Петербург. 17(29) октября в 14:14 на 295-м км железнодорожной линии, у станции Борки под Харьковом, произошло крушение императорского поезда. В результате катастрофы 21 человек погиб, более 30 получили серьезные травмы. Семья императора Александра III, находившаяся в вагоне-столовой, не пострадала. Императрица Мария Фёдоровна следующим образом описала события своему брату греческому королю Георгу: «Как раз в тот самый момент, когда мы завтракали, нас было 20 человек, мы почувствовали сильный толчок и сразу за ним второй, после которого все мы оказались на полу и все вокруг нас зашаталось и стало падать и рушиться. Все падало и трещало как в Судный день».
Начатое расследование показало, что происшествие явилось следствием целой серии грубейших нарушений правил эксплуатации железных дорог. Вес императорского поезда был вдвое больше допустимого. Длина – в полтора раза, скорость более 60 верст в час вместо 37, локомотивы – двух различных типов.
Двигающиеся в разных ритмах паровозы расшатали слабое верхнее строение железнодорожного пути. Второй паровоз фактически провалился между разошедшимися рельсами, произошел сход 10 вагонов.
Путь в месте крушения проходил по высокой насыпи. Тяжелые царские вагоны раздавили своей массой обычные вагоны с прислугой, поставленные в голове поезда. В Министерстве путей сообщения составили расписание движения царского эшелона, но не согласовали его с начальником магистрали.
С.Ю. Витте, бывший тогда управляющим Юго-Западной железной дороги, еще ранее предупреждал об опасности использования двух разных типов паровозов на большой скорости. Министру путей сообщения К.Н. Посьету Витте направил сообщение со словами: «С такой ездой вы сломаете императору голову». До Александра эта фраза дошла, тем не менее, он дал распоряжение поезд готовить и ехать с той скоростью, которую определили в Министерстве. В результате расследования виновников крушения названо не было, ибо приказ отдал сам Император. В то же время были сделаны выводы: началось производство тяжелых рельсов и укрепление ими железнодорожного полотна, активизировался выкуп частных железных дорог в казну, вверх пошла карьера Витте, поскольку Александр III убедился в его профессионализме. Счастливое спасение императорской семьи было ознаменовано многочисленными богослужениями, а впоследствии – сооружением храмов и часовен, устройством благотворительных учреждений, установлением стипендий.
В память этого события на Петербургском монетном дворе была выпущена медаль, автором которой был известный медальер А.А. Грилихес. За подготовку штемпелей к этой медали он был награжден орденом Святой Анны 3-й степени.