17 апреля 2021

История большой дороги

История трассы между Москвой и Санкт-Петербургом началась задолго до основания последнего. В XIII веке белокаменную с Тверью и Великим Новгородом соединяла Тверская дорога — это был стратегически важный торговый путь. С XVI века Москва становится столицей, а дорога — главной почтовой артерией. Вдоль неё стали появляться «ямы» — перевалочные пункты для ямщиков. За столетия многие из них разрослись до городов: Химки, Валдай, Бронницы, Крестцы. В 1703 году Пётр I основал Санкт-Петербург. Новую столицу нужно было связать со старой. Через девять лет по указу императора началось строительство «Першпективной дороги». К середине XVIII века от Санкт-Петербурга до Москвы протянулось 778 км шоссе. Покрытие устроили из брёвен, песка и хвороста — дорога была ухабистой и ненадёжной. О трудностях путешествия по ней писали Радищев и Пушкин. Вот так Александр Сергеевич отзывался о трассе: «Не знаю, кто из нас, Иван или я, согрешил перед выездом, но путешествие наше было неблагополучно. Проклятая коляска требовала поминутно починки. Целые шесть дней тащился я по несносной дороге и приехал в Петербург полумертвый». В то время дорогой в основном пользовались титулованные особы. Чтобы отдохнуть после страданий на бесконечных ухабах, они останавливались в путевых дворцах. Их строили для императоров и императриц. Например, один сохранился в Твери. Сейчас в его здании находится областная картинная галерея. Масштабную реконструкцию трассы начали только 1816-м. Через 17 лет на всём протяжении появилось новое покрытие из щебня и бутового камня. Также построили круглогодичные каменные и деревянные мосты.
Сегодня М-10 «Россия» — современная трасса протяжённостью 762 км. Она входит в международные маршруты Е105 (связывает Норвегию и Украину с Россией) и АН8 (ведёт из Ирана в страны Северной Европы). Трасса М-10  объединяет сразу четыре региона. Путь между столицами пролегает через Московскую, Тверскую, Новгородскую и Ленинградскую области.