26 февраля 2020

Экстер: игра света русского авангарда

Александра Экстер — одна из ярчайших звезд русского авангарда.
С её именем тесно связан кубофутуризм — совершенно особый «русский» вариант футуризма, нашедший отражение в многочисленных абстрактных композициях, натюрмортах и городских пейзажах.
Экстер была проводником новых идей в русской живописи, именно она в течение многих лет знакомила отечественного зрителя с последними достижениями парижского авангарда.
Подолгу живя в Париже, была в приятельских отношениях с Пабло Пикассо, Фернаном Леже, Робером и Соней Делоне, Гийомом Аполлинером и многими другими яркими фигурами той эпохи. 
Творчество Экстер неразрывно связано с театром – оформление сценических постановок существенно расширяло возможности для расцвета её таланта.Она начала работать с Камерным театром в 1916 году. Декорации и костюмы спектаклей «Фамира Кифаред» по И.Ф.Анненскому (1916) и «Саломея» по Оскару Уайльду (1917) быстро принесли Экстер известность. Её радикальным нововведением стала замена традиционных стационарных декоративных панелей игрой света с чёткой и в то же время динамичной пространственной логикой.
Строгое световое оформление «Саломеи» ознаменовало рождение театрального конструктивизма. Эта постановка стала настоящим триумфом.
(текст страница в фейсбук «Театральный музей имени А.А.Бахрушина») ⠀
Иллюстрация: Александра Экстер «Цирк», 1913