2 октября 2018

Нижегородка отсудила деньги у банка.

Руководитель НРОО "Служба помощи потребителям" Татьяна Печинкина

При заключении кредитного договора с банком заёмщик платит деньги и за страховку. Впрочем, дело это добровольное — страховку можно не оформлять, а если страховка вместе с кредитом всё-таки приобретена, от нее можно отказаться и свои деньги вернуть. Однако не всегда это можно сделать быстро и без суда с банком. О необычном  случае, когда потребитель смог отстоять свои права,  рассказала руководитель Нижегородской общественной организации «Служба помощи потребителям» Татьяна Печинкина.

— К нам обратилась жительница Нижнего Новгорода, которая в январе этого года взяла кредит в банке и при заключении договора по предложению банка оформила страховку жизни и здоровья и от потери работы, подключившись к программе страхования. Затем женщина выяснила (интернет в помощь), что страховку можно было и не оформлять, а деньги при отказе от страховки банк возвращает. Она обратилась в банк и в страховую компанию через несколько дней после  взятия кредита, но  банк и страховая компания ей сообщили, что сумма за страховку невозвратная. Для справки, в среднем страховка от суммы кредита составляет 20% . Однако в конце прошлого года экономическая коллегия Верховного суда РФ вынесла определение по гражданскому делу, где ответчиком был банк, о том, что подключение к программе страхования при взятии кредита, это такая же страховка. Кроме того, если потребитель в течение 14 дней с момента заключения подобного страхового договора отказывается от договора, ему обязаны вернуть денежные средства. Также в указании  Центробанка от 20 ноября 2015 г. N 3854-У ( ред. от 21.08.2017 ) сказано, что все страховые компании обязаны привести все свои документы в порядок, то есть внести в страховой договор фразу, что в течение 14 дней с момента заключения договора потребитель имеет право отказаться от страховки.  «Служба помощи потребителям» в интересах потребителя вышла в Канавинский районный суд Нижнего Новгорода с иском, но суд отказал потребителю по всем пунктам. Мы подали апелляционную жалобу, в которой указали, что по действующему законодательству в области финансовых услуг (Гражданскому кодексу, закону «О защите прав потребителей», определениям  Верховного суда, указанию  Центробанка) потребителю банк должен вернуть деньги за навязанную страховку, поскольку потребитель в ней не нуждается. Больше того, согласно разъяснениям Верховного суда, благоприобретателем страховки является не банк, а потребитель в конечном итоге. Женщина, которая решила вернуть себе деньги за страховку, считает себя платежеспособной, экономически  обеспеченной и не нуждается в такой услуге, и это её право. Нижегородский областной суд подтвердил право потребителя на возврат ему денег за страховку, полученную вместе с кредитом. Решение Канавинского районного суда было отменено в полном объеме. Принято новое решение, по которому банк и страховая компания должны вернуть заёмщику деньги за страховку, возместить небольшую сумму морального вреда и выплатить штраф, присужденный судом . Если потребитель посчитает нужным, то может потребовать и возврат процентов, которые платил за страховку, так как  страховка является частью кредита.