10 февраля 2020
140 лет первому ж/д мосту России
В 2020 году исполняется 140 лет с момента открытия первого в России железнодорожного моста. 30 августа 1880 года поезда пошли по Сызранскому (Александровскому) железнодорожному мосту через Волгу.
Правительство решило проложить железную дорогу к Поволжью – важнейшему хлебному региону страны. В 1874 году была введена в эксплуатацию Моршано-Сызранская железная дорога с конечной станцией «Батраки», в 1877 г. – Оренбургская железная дорога (через Самару). С открытием Оренбургской дороги появился удобный путь для перевозки российских товаров на азиатские рынки, а также для вывоза сырья из Азии. Через Волгу пассажиров и грузы переправляли летом на пароходах, а зимой в санях или в экипажах Общества Оренбургской железной дороги – по установленным на утолщенном льду рельсам на шпалах. Мост через Волгу был крайне необходим. Его проект разработал инженер, профессор Петербургского института путей сообщения Н.А. Белелюбский, а создание неподалеку от станции «Батраки» началось в 1876 г. под руководством инженеров В.Березина, К.Михайловского. Процесс курировал лично император Александр II. Металлические пролеты были заказаны в Бельгии, опоры выполнялись из жигулевского известняка, ледорезы покрывали выборгским гранитом. К работам были привлечены несколько тысяч крестьян Симбирской, Самарской и Оренбургской губерний. Общие затраты составили 7 миллионов золотых рублей. Мост имел длину 1,5 км – 13 пролетов по 111 метров каждый. Официальное открытие движения по мосту было приурочено к празднованию 25-летия царствования императора Александра II, в честь него мост назвали Александровским. Долгое время он был оставался единственным звеном, через которое центральные районы России соединялись с Заволжьем, Уралом и Сибирью. Сызранский мост стал не только самым длинным в Европе, но и самым совершенным по выполнению и расчету. Сооружение не раз подвергалось реконструкции и восстановлению, но заменялись только пролетные строения. В частности, в 1918 году отступающими белогвардейцами были взорваны второй и третий пролеты. Во время Великой Отечественной войны Александровский мост как крупнейший стратегический объект защищали несколько зенитных батарей и целая эскадрилья истребителей-перехватчиков. Основные инженерные решения мастеров XIX столетия сохранены до сих пор. В 1957 г. было завершено строительство второго пути на мосту: для обеспечения непрерывного движения поездов в обе стороны.